вторник, марта 11, 2008

Как заказать сайт

Простой пошаговый гид.

Думая над тем, почему одни сайты делаются за день, другие — за неделю, а третьи тянутся месяцы и месяцы, понял, что очень многое зависит от подхода заказчика к своему будущему сайту. Поэтому решил изложить несколько шагов, которые нужно выполнить, чтобы быстро получить желаемое.

1. Поймите, зачем вам сайт. Рассказать о себе, продуктах — самое простое. Возможно, вы захотите принимать какие-то заказы через интернет. Возможно, вам есть что продавать в интернет-магазине. Возможно, там будет архив каких-то материалов. Это всё очень важно для понимания структуры будущего сайта.

2. Выразите идею сайта одной короткой фразой. Например, моему личному сайту соответствует фраза «Быстро и доходчиво». Этот сайт говорит: «Мы работаем, и вы работайте (с нами)». Этот сайт: «Нас много, и у нас много всякого для вас». Если идеи не будет, она всё равно будет, но, скорее всего, вам она не понравится. Например: «Мы хотим хорошо выглядеть, но нам лень этим заниматься». Или: «Самый широкий ассортимент чужих товаров». Или, в худшем случае: «Вот сделали себе сайт зачем-то». Идея — она есть всегда, и её надо выразить и выдержать в сайте. Если нет — она будет бесконтрольная.

3. Теперь назовите внешний вид вашего сайта одним-двумя словами. Например: «Строго». Или «Дорого». Или «Дружелюбно». Или «Просто». «Навороченно». «Шевелится». «Солнечно».

4. Возможно, у вас есть логотип, фирменные цвета, а то и целый проработанный стиль. Приготовьте всё это.

5. Уделите день текстам. Соберите всё, что вы хотите дать как содержимое сайта, в электронном виде. Если это будет плохо структурированный набор канцелярских текстов — отлично! Гораздо хуже, когда вы точно знаете, что там должно быть, и как это надо выстроить и изложить... но самих документов «пока что» не существует.

6. Нужна ли вам база данных? Скорее всего, да. Если вы, например, хотите иметь на сайте службу вопросов-ответов — это означает базу данных либо муторную и ненадёжную реализацию той же, по сути, базы в текстовых файлах. Много что удобно хранить в базе (и даже не знать об этом). Но, возможно, вы хотите опубликовать каталог... прайс-лист... мне потребуется сделать и хорошо продуманную базу, и удобные инструменты для вашей работы с ней — пусть это не будет для меня сюрпризом.

7. Уже по тому, что вы рассказали в предыдущих пунктах, я смогу набросать «скелет» сайта с его разделами и сервисами. Но ещё лучше, если это сделаете вы, расставив приоритеты и акценты там, где вам это важно.

8. Постарайтесь, насколько возможно, уйти от схемы «Пока что это, а остальное по ходу». Ход будет идти очень-очень долго, поверьте мне. У вас будет иллюзия, что что-то там пока что само делается; у меня — что вот-вот я получу всю-всю информацию и смогу одним присестом закончить работу. В этой психологической ловушке можно сидеть месяцы. Сайт практически готов, но его практически и нету. По моему опыту, сайт изготавливается быстро в одном случае: когда вся информация, подлежащая опубликованию, сдана одним пакетом, из рук в руки.

9. Слушайте мои советы. Как говорил Ф. Ф. Преображенский, «Мне 60 лет, я вам могу давать советы». Шутка, конечно, но если я предлагаю структурировать информацию эдак, то это потому, что мне, постороннему человеку, так логичнее и яснее её разобрать. Вам, по привычке, может быть проще по-другому, но сайт-то мы делаем не для вас, а для таких же посторонних, как я.

Если я предлагаю графическое решение, подождите пять секунд, прежде чем сказать «А мне не нра...» — присмотритесь, вдруг оно действительно лучше ваших смутных ощущений.

Если я предлагаю такой-то хостинг, то это потому, что я изучил его досконально на нескольких ваших предшественниках, и знаю точно, что он хорош и без подвохов. Просто я проходил уроки, когда заказчик пытался размещать сайт на собственном сервере, и в итоге мы, потеряв три месяца, всё-таки размещали на нормальной площадке — потому что, представьте, хостинговая компания берёт деньги не за воздух, а за решение совершенно реальных технических проблем, в которых вы просто увязнете.

Или размещали на хочтинге N и через год лишались домена.

Или на хостинге NN, до техподдержки которого невозможно достучаться.

10. И наконец, когдя мы всё для себя уяснили, всё собрали в кучу, тексты в стопку слева, фотки в стопку справа, а прямо перед собой положили схему сайта и план работы — я не вижу причин, почему бы вам не получить его в срок... или раньше.

4 комментария:

Анонимный комментирует...

Первый раз встречаю такое доходчивое обьяснение.Молодец

Анонимный комментирует...

Серега! NN это так называемое нижегородское кольцо (иногда IXNN) :)

Анонимный комментирует...

Такой маленький гешефтик: http://top.rbc.ru/economics/19/04/2010/395998.shtml
))

Артем комментирует...

Серега, что я не так сделал?

Поиск по этому блогу